Наталия Осис
Птицы небесные
(или пять маленьких комедий)
Действующие лица:
Софья (студентка журфака)
Олежек (студент- актер)
Федя (студент- актер)
Эдик (мажор на отдыхе)
Елена Викентьевна, преподаватель сценического движения
Павел Андреевич, преподаватель актерского мастерства
Студенты актерского-режиссерского факультета:
Инна – знойная, властная режисcерша и прочие актеры
Абитуриенты:
- здоровый дядька годов тридцати с красным лицом и гривой белокурых волос;
- пугливая девочка-театралка;
- завлит провинциального театра;
- сухопарый прибалт.
Пролог(маленькая комедия в жанре клоунады)
Актерская аудитория – черный кабинет, “станки”. Актеры бессмысленно шатаются по аудитории, сидят на станках и на краю сцены. Начинается распевка похожая на настройку инструментов перед началом оперы или балета.
ИННА. (заходит ,хлопает в ладоши – никакой реакции, кричит) А а-а-а! (Взмах рукой) Тихо.
Тишина постепенно водворяется
Надо решать, что делать с Францией. Уже пора заказывать билеты, а мы еще не знаем, где достать денег на проезд.
1-ЫЙ АКТЕР. (наивно-серьезно) Ребята, надо еще раз поговорить с ректором – я думаю, нам удастся его убедить. Мы же едем, как студенты нашего института – это же лицо, престиж и все такое.
2-АЯ АКТРИСА Антон, ты невозможен! Не даст он денег, сколько можно это обсуждать!
3-Я АКТРИСА Нет, ну почему же, если на новые мраморные колонны …
4-АЯ АКТРИСА (держа сигарету с длинным мундштуком на отлете) Душа моя, колонны – это актуально для разговоров в буфете с продюсерами, а мы сейчас – о другом.
3-Я АКТРИСА (с ядом в голосе и сильно переигрывая) Конечно же, ты лучше знаешь, о чем надо разговаривать с продюсерами и где.
2-ОЙ АКТЕР (постукивает тростью по носку ботинка) Может быть она просто знает как (движение бедрами) надо разговаривать.
3-Я АКТРИСА (в том же тоне) Ты на что намекаешь?
З-ий АКТЕР (встает с места и закатывает Роману пощечину) Подлец!
Две барышни немедленно срываются с места и вцепляются 3-ему актеру с волосы, подбегают мальчики, начинают оттаскивать нервных и влюбленных барышень. Возникает драка, но сразу же понятно, что драка не настоящая - все дерутся слишком театрально.
ИННА (кричит) Пр-р-екратить балаган! Шуты! Гороховые.
3-ИЙ АКТЕР (его больше всего терзали и последнюю минуту он отчаянно извивался под несуществующими ударами и громко стонал – канючит, показывая на ИННУ пальцем) Не, ну че она выступает, только-только развеселились.
ОЛЕЖЕК (в качестве группы поддержки) Ребята, ну правда, хватит. Понятно, что мы должны как–то заработать. Сколько у нас в кассе курса?
ФЕДЯ Две тысячи семьсот рублей. А нужно минимум пять тысяч долларов.
2-ОЙ АКТЕР Кстати, а почему гонорар за последнюю презентацию не внесли в кассу?
3-Я АКТРИСА Гонорар за последнюю презентацию не внесли в кассу курса потому, что в ней участвовал не курс, 4 актера курса.
2-АЯ АКТРИСА Этот дивертисмент, между прочим, – кусок из спектакля, который мы готовили всем курсом. Все репетировали.
2-ОЙ АКТЕР(голосом кинопровокатора) А заняты не все!
Актеры быстро-быстро принимают картинные позы для драки.
ИННА Пр-р-р-рекратить!
Актеры немедленно застывают, не доделав те движения, которые только что начали.
3-ИЙ АКТЕР Нет, ну опять она все испортила.
ИННА Так, напоминаю: я не только режиссер спектакля, который мы здесь якобы репетируем, но и староста курса, так что если еще хоть кто-нибудь хоть что-нибудь не относящееся к делу скажет, выгоню, и добьюсь, чтобы никакой Франции.
Легкий ропот: “Командирша”, “Нет, правда, хватит уже” и пр.
Предлагаю. Все деньги за все ближайшие халтуры вносить в кассу.
1-ЫЙ АКТЕР Халтуры, халтуры… Где их взять – халтуры.
ИННА Я сказала все деньги. Это значит рассматриваются любые предложения. Вот, например, буржуйский детский сад клоунов хотел. В ночную программу.
2-ОЙ АКТЕР Мы их, кажется, послали… В цирк.
ИННА Догнать и вернуть.
3-Я АКТРИСА А мы с Леной отправимся халтурить на конкурс боди-арта.
2-АЯ АКТРИСА С кем?
3-Я АКТРИСА С тобой. Нужны две актерки на выходные. У них перед началом – шо-о-оу. 100 долларов в день. (внезапно очень по-человечески) Я просто не успела раньше сказать. Ничего из ряда вон выходящего. Час раскрашиваться, 5 минут выступать и час – мыться.
ИННА ( не давая никому вставить слово) Отлично. Что еще?
3-ИЙ АКТЕР Только что в буфете слышал: какой-то крендель с ТиВи ищет двух человек на роли проститутки и сутенера в программу “Про это”. Парики и прочая удивительная неузнаваемость гарантирована.
1-АЯ АКТРИСА Блеск! То есть жуть!
1-ЫЙ АКТЕР Инна! (все поворачиваются к ней) Ты же не хочешь сказать, что мы и на это согласимся?
ИННА (лениво) Согласимся. Я и кто-нибудь из особо брезгливых мальчиков. Рома, например. Кстати, Рома. Сходи, поищи этого кренделя. И обсуди с ним гонорар.
2-ой АКТЕР - РОМА (уходя, пожимает плечами) Если разобраться, это даже забавно.
ИННА (ко всем) Еще что-нибудь есть?
1-АЯ АКТРИСА Ну-у, если мы рассматриваем все предложения, то я должна сказать, что один абрэк открывает клуб для трансвеститов и ищет барменов. Вернее, барменш.
Тишина. Все медленно поворачивается к Олежеку и Феде.
ФЕДЯ Эй, эй, полегче. Я уже ангажирован клоуном
2-ОЙ АКТЕР (быстро) Клоуном могу и я поработать.
ФЕДЯ Ты лучше этим, как его, барменом поработай.
1-АЯ АКТРИСА (хихикает) Ага, славная такая выйдет крупненькая нимфетка.
ОЛЕЖЕК (Умоляюще смотрит на Инну) Но…к нам же приставать будут.
3-Я АКТРИСА Не волнуйся, в костюм входит бандаж как обязательный элемент.
ФЕДЯ Может лучше хоккейный щиток?
ИННА (берется за карандаш) Давайте лучше посчитаем.
Актеры устремляются к столу. Возникает драка.
Занавес.
Действие 1
(маленькая комедия с переодеванием)
Огромная комната. Кровать, на кровати – девушка в дезабилье.
рядом с кроватью – пепельница, бутылка вина.
СОФЬЯ (Обращаясь к самой себе, преувеличено спокойно) Ну хорошо. Предположим - это нормально. Скажем больше – ты получила то, чего так долго добивалась. Отлично!
Черт возьми! Три месяца меня вроде бы кадрили, а вроде бы и нет. Три месяца мы проникновенно рассуждали о возможности нежной дружбы между мужчиной и женщиной, три месяца этот болван вроде бы случайно встречал меня где только можно. И три месяца я пыталась понять, голубой он или нет, с ужасом понимая, что я кажется влюбляюсь!
И вот, наконец… О, минуты божественных откровений! О долгожданное торжество! Триумф, не побоюсь этого слова! (нервно хихикает и наливает себе вина). Кстати, если разобраться – недурная была вечерина. Но, простите, господа, делать честной женщине авансы вечером одного дня, а соблазнить ее на исходе другого – это форменное свинство. Чего ради, спрашивается, я торчала здесь как дура почти сутки? Чтобы меня соизволили трахнуть? Очень смешно… А ведь до сегодняшнего дня я считала себя приличной женщиной.
Нет, приятно, конечно, обнаружить, что он не педик, но ведь есть же другие способы… (Допивает вино в своем бокале) Хм, какие, интересно? Но все равно, барышня, тебя это не оправдывает. Никак.
Н-да-с… И после всего мне делают ручкой и убегают по каким-то срочным делам, оставляя меня наедине – страшно подумать – с собственной совестью.
Дверь открывается и на пороге появляется дама – из тех, что принято называть шикарными блондинками. Она явно не замечает девушки на кровати, и, насвистывая разбитной мотивчик, сбрасывает с плеча сумку, щелкает кнопкой чайника и начинает избавляться от лишних деталей туалета. Девушка на кровати неподвижно смотрит на нее. Внезапно мотивчик обрываетя и дама присваистывает.
ДАМА Ба, да у нас гости!
СОФЬЯ Добрый вечер!
ДАМА (присаживается на край кровати) Добрый! Причем премилые гости! (весьма доброжелательно) И давно вы здесь?
СОФЬЯ Со вчерашнего вечера.
ДАМА Как жаль, что нас не было с вами.
СОФЬЯ А вы должны были?
ДАМА Да как вам сказать… И да и нет. Практически да, а фактически – сами видели.
СОФЬЯ Собственно, я вчера была очень пьяна – поэтому и спрашиваю. Чтобы не попасть в неловкое положение.
ДАМА Ах, вот оно что! (Подчеркнуто окинув взглядом постель, переводит взгляд на Софью) То есть это вас беспокоит? Я имею в виду не попасть в неловкое положение?
СОФЬЯ (спокойно) В некотором роде.
ДАМА (встает) В таком случае сообщаю: меня здесь вчера не было. Чаю хотите?
СОФЬЯ Нет, спасибо.
ДАМА (Наливая себе чай) Вот ведь незадача какая. Встретишь, бывало приятного собеседника, начнешь вести светскую беседу и понимаешь – что-то не то, червоточина какая-то в светскости. (поворачиваясь к Софье) Ума не приложу, в чем же дело? Может, в мизансцене? Не совсем обычно для салонной пьесы, вы не находите?
СОФЬЯ (начинает чувствовать себя неуютно) Может быть.
ДАМА Вы не хотите спросить меня, кто я, что я здесь делаю?
СОФЬЯ (Стараясь не волноваться) Пока что эта мысль не приходила мне в голову.
ДАМА Странно. Мне бы пришла.
СОФЬЯ Но вы же меня не спрашивали, что я здесь делаю.
ДАМА (пожимает плечами) Но это же очевидно.
СОФЬЯ (не очень весело) И, судя по всему, не слишком невероятно.
Софья дотягивается до своей блузки, натягивает ее и пытается нашарить колготки.
Обычная вечеринка, обычный постфактум, обычная сценка. И даже если персонажам не вполне хватает опыта в таких вот штатных ситуациях, что ж, дело поправимое. Вы не находите?
ДАМА Барышня, милая, как вас зовут?
СОФЬЯ (уже справилась со своими колготками и нетерпеливо обувает туфли) Софья, хотя какое это имеет значение. (Наливает бокал вина) Вина не хотите?
(Дама качает головой, Соня ставит бокал на столик) Что ж, а я выпью. На посошок. (пьет)
Софья встает и понимает, что на ней нет юбки. Пытается улыбнуться.
СОФЬЯ Вот черт! Простите, я вас не задержу. (Ищет юбку, нигде ее не видит). Так всегда: какой-нибудь детали, да не хватит, чтобы достичь вершин драматизма. (Про себя) Идиотка, всегда была идиоткой, но чтобы до такой степени…
Софья старается справиться со слезами. Дама со своего места замечает юбку под кроватью, подходит, наклоняется и долго шарит под кроватью. В результате поисков выпрямляется с юбкой в руке, перепачканная пылью и со съехавшим набок париком.
ФЕДЯ Вот ваша необходима деталь. (Заметив, что Соня вот-вот заплачет). Барышня, ну что это… Все так весело начиналось.
СОФЬЯ (Остолбенев, смотрит на съехавший парик) Весело? Н-ничего себе весело!
ФЕДЯ (стаскивая парик, как крестьянин шапку) Ах вы об этом! Подумаешь, репетирую роль Тутси.
СОФЬЯ Тутси?!
ФЕДЯ (легкомысленно) Ну, или “В джазе только девушки”, или еще что-нибудь… Вы же знаете, как это бывает… Сегодня одно, завтра другое…
Соня бессильно опускается на кровать, а Федя небрежно взяв двумя пальцами бокал, доверительно к ней наклоняется
Знаете, про Тутси – это я как-то неудачно, вы могли выплеснуть на меня вино. Надо было отвлечь. Я каждый раз содрогаюсь, как подумаю, каких бешеных денег стоят эти тряпки.
СОФЬЯ Сволочи! Какие же вы все сволочи!
Соня в бешенстве. Она решительно направляется к двери, подхватывает сумку, но понимая, что это взяла чужую сумку, оглядыается в поисках своей. Федя устремляется к Соне.
ФЕДЯ (Просительно) Барышня!
СОФЬЯ Софья, раз уж вы потрудились об этом спросить!
ФЕДЯ Сонечка! Я вас умоляю! Неужели вы так расстроились из-за того, что я видел вас раздетой?
Соня лихорадочно ищет сумку, Федя ходит за ней по инерции заглядывая под все стулья.
Вы не должны на меня обижаться. Понимаете, у нас одна большая гримерка в институте. Мы даже всегда помогаем девочкам одеваться. Ну знаете, когда мало времени, каждая минута перед следующим выходом на счету… Мы к этому так привыкли… Никто не стесняется… Я и не подумал.
Федя поднял какую-то сумку, нацепил ее на плечо и теперь пытается заглянуть Соне в лицо.
Нет, я теперь понимаю, конечно я ввел вас в заблуждение своим костюмом..
СОФЬЯ Костюмом? Пидор несчастный. Ты бы хоть не выделывался (передразнивает) Ту-утси. Театральные костюмы, милый – в театре. А если тебе доставляет удовольствие шляться в женских шмотках по улицам, и ты не понимаешь, какой у тебя диагноз, обратись по назначению - тебе разъяснят. (наконец видит свою сумку на плече у Феди) Сумку!
ФЕДЯ Чего?
СОФЬЯ Мою сумку!
ФЕДЯ Это я пидор?
СОФЬЯ Прости, мне жаль, если я первой сообщила тебе эту новость.
ФЕДЯ (угрожающе на нее надвигается и теснит ее к дивану) Ты хоть понимаешь, что ты сказала? Может тебе объяснить? Доступными средствами? (Задыхаясь от гнева) Да ты…
Софья с размаху бьет его бутылкой по голове. Затемнение. Трагическая музыка.
Очень яркий слепящий свет в глаза зрителям. Возвращается нормальный свет. Софья с лампой в руках разглядывает лежащего на полу Федю, окунает палец в лужу и задумчиво рассматривает Федя томно валяется в красной луже, которая при ближайшем рассмотрении оказывается лужей вина, а не крови.
ФЕДЯ Дура… Вот дура!
СОНЯ (непроизвольно облизывает палец) О, Господи! Я думала, что я тебя убила! (Целует его) Ласточка моя! Как же хорошо!
ФЕДЯ (пытается пошевелиться и стонет) По-моему ничего хорошего.
СОНЯ Ласточка, прости меня, я не хотела
ФЕДЯ Нет, ну надо же, а я думал нормальная баба.
СОНЯ (начинает истерически всхлипывать) Не-нор-мальная, конечно же не-нор-мальная. Боже мой, я думала, что я … Я думала, что я…
ФЕДЯ (кривится) Я тебя умоляю…
СОНЯ (как заведенная) Понимаешь, я сильная, я все могу выдержать, но только не это…
ФЕДЯ Ну да, людей чем попало по голове лущить , куда уж тут…
СОНЯ ( не обращает на него внимания) Я готова была смириться с мыслью, что я для него ничего не значу, я готова была смириться с мыслью, что я случайная любовница, я почти спокойно отнеслась к мысли, что он голубой, но когда я сама… тебя… как когда-то Кузю (безудержно рыдает)
ФЕДЯ (морщится) Дамочка, ну хватит уже…
СОНЯ Прости, прости, я понимаю, что не хватало еще меня утешать… Я сейчас возьму себя в руки… Это ужасно… Я как вспомню Кузю, в крови, с пробитой головой. (Снова захлебывается рыданиями)
ФЕДЯ (стонет) О, Боже!
СОНЯ Господи, какое счастье, что ты жив, что я тебя не … (снова рыдания) Не убила
ФЕДЯ Слушай, может ты бинт принесешь?
СОНЯ Бинт?
ФЕДЯ Да, бинт!
СОНЯ Какой бинт?
ФЕДЯ Обыкновенный. Ты, видишь ли, милая, чуть не проломила мне голову…
СОНЯ ( все еще всхлипывая) Да ладно… Как ты думаешь, я поняла, что ты жив?
ФЕДЯ Действительно, как?
СОНЯ (назидательно) Кровь – соленая.
ФЕДЯ О, Боже… (валится на спину)
СОНЯ (не обращает внимания) Кровь – соленая, вино сладкое. Жидкость в луже сладкая, следовательно, ты не в луже крови лежишь, а купаешься в красном вине.
ФЕДЯ Может, тебе рану показать?
СОНЯ (кокетливо) Не надо, я боюсь. (Закуривает сигарету) У меня все в родне медики, а я как один раз в морг с папой попала… (делает глубокую затяжку) Ужас! Пошла на журфак. Знаешь, такой скандал был! Но я их утешила. Сказала, что собираюсь работать в отделе криминальной хроники.
Федя рычит
СОНЯ (жалостиво) Бедненький, ты от боли тонешь? Надо холодное приложить.
ФЕДЯ Да там рана, ее обрабатывать надо.
СОНЯ Там синяк, к нему холодное надо прикладывать.
ФЕДЯ Да ты пощупай.
СОНЯ Нет уж, ты сам щупай.
ФЕДЯ Мне ж не видно ничего.
СОНЯ (назидательно) Щупают наощупь.
ФЕДЯ Вас там русскому языку вообще учат на журфаке?
СОНЯ Да, разным учат.
ФЕДЯ Каким еще разным? Русским языкам?
СОНЯ (безмятежно) Древнему русскому, современному русскому…
ФЕДЯ (перебивает) Слушай, подруга, у тебя зеркальце маленькое есть?
СОНЯ (окидывает его взглядом) Ну зачем тебе расстраиваться?
ФЕДЯ Я рану хочу осмотреть, дура!
СОНЯ Ах, это! (Роется в сумке, протягивает зеркальце)
Федя безуспешно пытается рассмотреть затылок, с трудом поднимается и плетется к большому зеркалу. В результате ряда манипуляций обнаруживает искомое.
ФЕДЯ Нет, ну ты совсем дура?
СОНЯ А что, есть сомнения?
ФЕДЯ (зло) Нет!
СОНЯ Ну вот и славно. (Берет сумку в руки и направляется к двери)
ФЕДЯ Ты правда что ли вот так и уйдешь? (спокойней) Кстати, а кто был этот Кузя?
СОНЯ Была
ФЕДЯ Ну, была.
СОНЯ Собака наша дворовая, а что? (уходит)
ФЕДЯ О господи!
Лихорадочно обматывает бинтом голову, глядя на зрителей, заглядывает в зеркало, понимает, что похож на Шарикова, съеживается и неуверенной походкой уходит со сцены выкрикивая “Абырвалг!”, “Абырвалг!”, “Отлезь гнида!”, “Неприличными словами не выражаться!”.
Действие 2
(маленькая комедия с разоблачениями)
Та же комната – студия. Олег и Федя сидят перед воображаемыми зеркалами на “четвертой стене” в женской одежде, еще без париков, и красятся
ОЛЕЖЕК Федя, милый, передай мне тушь, пожалуйста.
ФЕДЯ На хрена тебе тушь, милый, накладные ресницы не красят.
ОЛЕЖЕК Что бы ты понимал в ресницах, тля беловолосая.
ФЕДЯ А по-моему в профиль я похож на Юрия Богатырева
ОЛЕЖЕК Ага, а я на Арнольда Шварцнеггера.
ФЕДЯ Я так и думал, Арни, дорогой, что по существу у нас нет разногласий.
Олег замахивается на Федю полотенцем, Федя уворачивается.
ФЕДЯ Эй, эй, поаккуратнее. Мои раны еще свежи.
ОЛЕГ Какие еще раны, придурок?
ФЕДЯ Боевые. Нанесенные твоей сумасшедшей бабой.
ОЛЕГ А-а. Молодец баба. Не ожидал от нее. У меня, кстати, давно руки чесались.
ФЕДЯ Да за что? Я же ангел!
ОЛЕГ Это я, ангел, не убил тебя за то, что ты мою бабу клеил.
ФЕДЯ Я не клеил, я отстаивал свою мужскую честь. (обстоятельно пудрится)
ОЛЕГ (некоторое время молчит, легкими массажными движениями втирая крем в щеки) Прости, какую честь, я не расслышал?
ФЕДЯ Мужскую. Или у тебя есть сомнения?
ОЛЕГ Да не так чтобы слишком…
ФЕДЯ (поворачивается всем корпусом к Олегу) А по поводу себя у тебя есть сомнения?
ОЛЕГ Вообще-то нет.
ФЕДЯ (отворачивается) Это главное.
ОЛЕГ Подожди-подожди. Что-то мне твой тон не нравится
ФЕДЯ Зря, хороший тон…
ОЛЕГ (морщась, перебивает) Случилось что?
ФЕДЯ Баба твоя обожаемая статью написала (протяжно) о латентных гомосексуалистах.
ОЛЕГ Ну и что?
ФЕДЯ Ну и то. Фамилий наших там конечно нет, но при данном количестве подробностей, они и не нужны.
ОЛЕГ (изменившимся голосом) Каких подробностей?
ФЕДЯ Таких. Наша комната, наши шмотки, наш клуб, наш институт, даже наши словечки. Но, главное, выводы!
ОЛЕГ Феденька, мальчик мой, может тебе в драматурги податься, у тебя такая фантазия?
ФЕДЯ Фантазия, да? Фантазия?
Федя вскакивает, и лихорадочно ищет статью, в самых- неожиданных местах ( в белье, в хлебнице, в косметичке пи пр.) Олег тем временем встает от гримировального столика и перемещается на кровать, откуда и вещает во время Фединых поисков.
ОЛЕГ Видишь ли, друг мой. Если пытаться нормальную женщину завалить, нарядившись в парик и юбку, то, конечно же, можно не только получить бутылкой по голове, но и нарваться … (Делает паузу, прикуривает сигарету) Как бы лучше выразиться? Ну с твоей точки зрения, это, конечно, гнусные инсинуации, но с ее точки зрения, это… м-м-м… попытка по-своему интерпретировать неприятный инцидент.
ФЕДЯ (ожесточенно шурша под столом бумажками) Не расслышал. Оправдать что? То, что она с тобой трахалась?
ОЛЕГ Милый мой, оправдываться за то, что трахаешься – вообще глупейшая вещь. Конечно же, после нескольких чудесных, (мечтательно) я бы сказал – фееричных часов, проведенных со мной, ей было неприятно что какой-то хам в юбке пытается доказать свою мужественность таким примитивным способом.
ФЕДЯ (наконец-то выпрямился и держит в руке обрывок газеты) То есть чудесных часов?
ОЛЕГ (пуская колечки дыма) Чудесных!
ФЕДЯ Фееричных?
ОЛЕГ Фееричных.
ФЕДЯ А способ, говоришь, примитивный?
ОЛЕГ Примитивный.
ФЕДЯ Ага, ну так вот… (читает) “Классическими признаками латентного гомосексуализма считаются не только чрезмерно эмоциональная связь с друзьями, стремление работать с ними как можно чаще и жить как можно ближе, но и нарочитое стремление доказать свою сексуальную состоятельность в общении с особами противоположного пола (при этом – поверьте моему горькому опыту - весьма вяло и неубедительно)”.
ОЛЕГ (поднимается с кровати) Это что?
ФЕДЯ (на всякий случай обходит стол и останавливается за ним) Или вот еще: “Особенно показательны случаи, когда под разными предлогами, например выгодной работы, розыгрыша и пр., мужчины стремятся как можно чаще надевать женскую одежду, парики и бижутерию. Разумеется, в единичном случае это не показатель, но когда ваш приятель каждый день возвращается домой в женском платье, объясняя это тем, что ему лень переодеваться, вам стоит задуматься”.
ОЛЕГ (угрожающе) Дай сюда!
ФЕДЯ Нет, милый мой, теперь ты слушай. Здесь был еще один чудесный, божественный, фееричный момент: “Но самый тяжелый случай, конечно, это люди творческих профессий…”
ОЛЕГ (кричит) Дай сюда!
ФЕДЯ (вскакивая на стол, продолжает декламировать) Природа их сексуальности зачастую…” Нет, это не интересно… А, вот: “так и бродят, по инерции строя девочкам глазки, эти несчастные создания, яркие и интересные на первый взгляд, но разочаровывающие после первой же ночи. Другими словами, это ваша прямая путевка в клинику неврозов, если только вы вздумаете воспринимать их серьезно – как мужчин.”
Олег все время пытается выхватить у Феди газету, а Федя уворачивается периодически отпихивая Олега от стола. Дочитав, федя картинно сбрасывает газету Феде в руки и садится в позу лотоса посередине стола.
Я бы на твоем месте, конечно, вчитался, но не стал бы воспринимать это серьезно. Просто девушка расстроилась – надо же было ей как-то разрядится.
ОЛЕГ Убью!
ФЕДЯ Кого убьешь-то?
ОЛЕГ Всех убью! Тебя первого, ее второй.
ФЕДЯ Меня-то за что?
ОЛЕГ (подходит вплотную к Феде, очень тихо и серьезно) Нет, какого ты тут комедию ломал, когда пришел? Мог ведь зайти, тихо переодеться в ванной, извиниться и исчезнуть, мог сказать что-нибудь нормальное. (постепенно повышая тон) Ну я не знаю… “Простите. Я наверное, не вовремя, я актер, коллега, только что ловко костюмы из театра для халтуры упер, не знал, как через проходную пронести… Девок разыгрывали… Только что со съемок, негде было переодеться (кричит) америкосы, жлобы, платят массовке 50 рублей в день, хоть бы гримерки сделали!” (падает в кресло и в бессильной злобе рыдает)
Федя идет к буфету, капает в рюмку валерьянки, потом, подумав, льет туда же алкоголь из первой попавшейся бутылки, несет все это Олегу.
ФЕДЯ На, выпей.
ОЛЕГ К черту катись.
ФЕДЯ Ну собачья у нас жизнь. А у кого лучше? Мы хоть не бездари.
ОЛЕГ (пьет мелкими глотками) Сигарета есть?
ФЕДЯ (вместо ответа смотрит на часы и лихорадочно начинает вопить) А-а! Время! Время!
Федя хватает снятые Олегом шмотки, помогает ему все это натягивать. Выводится фонограмма – динамическая музычка, одевание решено в стиле пластической миниатюры. Как только оба готовы и стоят у дверей раздается звонок. Они немедленно распахивают дверь. Музыка заканчивается. На пороге стоит милиционер – основательный дяденька, типичный провинциал, чуть за 30.
МИЛИЦИОНЕР Добрый вечер, гражданочки! Развлекаемся? Попрошу документики.
Федя и Олег, торопясь лезут в сумки, и без задней мысли протягивают милиционеру паспорта. Милиционер недоуменно их разглядывает. Федя с Олегом лихорадочно впихиваются в туфли.
ФЕДЯ Посмотрели, дяденька?
ОЛЕГ Если у вас есть еще вопросы, то давайте по дороге, ладно? Мы торопимся…
МИЛИЦИОНЕР (продолжает разглядывать паспорта, уже сурово) Боюсь, что придется задержаться.
ФЕДЯ А в чем, собственно, дело?
МИЛИЦИОНЕР Вообще-то давно уже сигналы поступают…
ОЛЕГ Что - смеются, тряпки жгут?
МИЛИЦИОНЕР Чего?
ОЛЕГ Извините, это я так…
МИЛИЦИОНЕР М-м, понятно…
ФЕДЯ (про себя) Черт, вот засада! Дяденька, мы актеры, спешим на шоу, там переодеваться негде. Вот такая фигня…
ОЛЕГ Если хотите, мы к вам придем в участок, или куда скажете, но сейчас мы должны бежать.
МИЛИЦИОНЕР (упорно) Придется пройти.
ОЛЕГ (подмигивает Феде) Товарищ милиционер, вы ведь уполномочены во всем разобраться?
МИЛИЦИОНЕР Да.
ОЛЕГ Отлично, мы собираемся проявить должную гражданскую ответственность и оказать вам посильную поддержку.
ФЕДЯ (быстро-быстро подбегает к шкафу и с фантастической скоростью начинает выкидывать оттуда шмотки, себе под нос) Не то, не то, вот это пойдет, это.. (оборачивается к милиционеру) ну ладно, будем считать, что это растянется…
МИЛИЦИОНЕР Вы чего это?
ОЛЕГ (задумчиво, Феде) По ходу?
ФЕДЯ Угу. (перекидывает тряпки через руку, ногой заталкивает брошенную на пол одежду под шкаф) Товарищ милиционер, мы в вашем полном распоряжении.
МИЛИЦИОНЕР (подозрительно) Что это вы задумали?
ОЛЕГ Исключительно всяческое содействие вашему расследованию.
ФЕДЯ В соответствии с нашим сильно развитым чувством гражданской ответственности.
Федя берет милиционера под руку и увлекают за собой. Олег к спине милиционера на ходу прикладывает какие-то женские шмотки. Музыка.
Действие 3
(маленькая комедия с попыткой соблазнения)
Та же комната, за огромными окнами фонари. Олег с приятной брюнеткой сидят в креслах, пьют вино.
ДЕВУШКА У тебя здесь мило.
ОЛЕГ Мы старались.
ДЕВУШКА Мы – это кто?
ОЛЕГ Мы снимаем эту квартиру вдвоем с другом.
ДЕВУШКА (многозначительно) С другом?
ОЛЕГ (кривится, потом берет себя в руки и спокойно объясняет) Общага достала, а денег хватило только чтобы снимать что-то на двоих. С коллегой, актером, мы вместе работаем.
ДЕВУШКА (без видимого энтузиазма) М-м, понятно. (встает, прохаживается по комнате) Нет, здесь правда, прикольно. Я тоже хочу что-нибудь такое.
ОЛЕГ А зачем тебе?
ДЕВУШКА Тебя общага достала, меня – родоки. Все как обычно.
ОЛЕГ Что, вы плохих отношениях?
ДЕВУШКА Да нет они милые, но просто… Они недавно уезжали в Мельбурн на 2 месяца – мы так оттянулись. У меня целыми днями друзья тусовались.
ОЛЕГ А когда родители дома, твои друзья - что – не могут тусоваться?
ДЕВУШКА Могут, конечно, только это все напряжно. (присаживается на ручку Олегова кресла, протяжно) Ты такой милый.
ОЛЕГ Спасибо.
ДЕВУШКА (проводит пальцем по шее Олега) У тебя плохое настроение?
ОЛЕГ Нет, с чего ты взяла?
ДЕВУШКА Ну знаешь, ты такой скованный.
ОЛЕГ Да?
ДЕВУШКА (усмотрев в отсутствии сопротивления хороший знак, расстегивает Олегу рубашку). Ну родоки, там, квартиры – такая тоска. Давай лучше о чем-нибудь поинтереснее.
ОЛЕГ Это о чем это?
ДЕВУШКА Ну или о чем-нибудь повеселее. Кстати, в вашем клубе так прикольно, мне понравилось.
ОЛЕГ Что именно понравилось?
ДЕВУШКА. Все понравилось.
ОЛЕГ А именно?
ДЕВУШКА Ну, прикольно все сделано. (томно) Вообще, действительно, неплохая идея с шоу программой. Бодрит. Я то все уже так надоело. Везде одно и то же.
ОЛЕГ Слушай, я исчезну на минуту, хорошо? А ты пока выбери нам какую-нибудь музычку.
ДЕВУШКА (многозначительно) О-кей.
Олег удаляется в ванну, захватывая с собой куртку. Девушка танцующей походкой направляется к музыкальному центру, включает его (музыка) и, пританцовывая, разглядывает обложки компактов, стоящих на полке. Олег осторожно выглядывает из ванной, видит, что она стоит к нему спиной, и, держа в руках ботинки, крадется к двери. На пороге натыкается на Федю. Федя, уловив мизансцену, жестами спрашивает “Нам на выход?” Олег показывает что-то вроде: “Я – да, а ты как хочешь”. Оба бросают быстрый взгляд на девушку, но она продолжает, танцуя, выбирать компакт, видимо твердо решив быть “застигнутой врасплох” за этим эротическим процессом. Федя щелкает себя по горлу: “Пьяна?”. Олег делает невнятный жест, вероятно, означающий “Более или менее”. Федя понимающе кивает, Олег исчезает.
Федя не спеша направляется к креслу, садится нога на ногу и берет сигарету на отлет. В этот момент песня заканчивается и барышня, наконец выбрав диск, вставляет его в магнитофон, мельком взглянув на кресло. Через секунду она оборачивается всем корпусом, и во все глаза смотрит на Федю.
ФЕДЯ (совершенно серьезно) Это я грим стер.
ДЕВУШКА (непонимающе) Какой грим?
ФЕДЯ Сценический.
ДЕВУШКА (подходит и ощупывает его лицо) Нет, правда?
ФЕДЯ Конечно.
ДЕВУШКА (почти восторженно) А как это делается?
ФЕДЯ (небрежно) Обычно: нашлепки, накладки и прочая дребедень.
ДЕВУШКА Как интере-е-есно… А почему ты не со своим лицом выступаешь?
ФЕДЯ Да я и не в своей одежде выступаю.
ДЕВУШКА То есть ваши менеджеры проводили маркетинговое исследование и установили тип лица, наиболее подходящий потребителю?
ФЕДЯ (до него начинает доходить, что она приняла все за чистую монету) Однако! (ей) Ага, а искать дольше, чем загримировать.
ДЕВУШКА Как прикольно. Ну ничего, так мне тоже нравится.
ФЕДЯ М-м. А ты, что, цыпочка, менеджер?
ДЕВУШКА (гордо) Нет, я экономист.
ФЕДЯ В смысле – бухгалтер?
ДЕВУШКА Я в МГИМО учусь. На международной экономике.
ФЕДЯ Ути-пусеньки. То есть у нас все круто?
ДЕВУШКА Вообще-то я хотела в ГИТИС идти, но родоки взбунтовались.
ФЕДЯ Не пустили?
ДЕВУШКА Не, платить отказались.
ФЕДЯ И куда же ты хотела? Небось, в театроведы?
ДЕВУШКА (обиженно) Ты что? В актеры!
ФЕДЯ (С преувеличенным ужасом ахает) Да что ты?
ДЕВУШКА (серьезно) Ну да. А ты где-нибудь учишься?
ФЕДЯ А я разве тебе не говорил?
ДЕВУШКА Нет, по-моему…
ФЕДЯ М-м, жаль.
ДЕВУШКА Подожди-подожди, если вы с другом актеры…
ФЕДЯ С каким другом?
ДЕВУШКА Ну с твоим , с которым вы квартиру вместе снимаете.
ФЕДЯ Ах, с этим. А разве ты его знаешь?
ДЕВУШКА (капризно) Ну что ты меня все время путаешь?
ФЕДЯ Профессия такая.
ДЕВУШКА Это если бы ты в академии ФСБ учился, была бы профессия.
ФЕДЯ А так – что?
ДЕВУШКА Вот я тебя и спрашиваю.
ФЕДЯ (снисходительно) Хорошо. Вообще-то я учусь в ГИТИСе. На актерском. На актера драматического театра, если быть точным.
ДЕВУШКА (непонимающе) А зачем ты тогда в клубе работаешь?
ФЕДЯ (удивленно) Как зачем?
ДЕВУШКА Ну если ты уже учишься, то зачем тебе еще работать?
ФЕДЯ Да так…
ДЕВУШКА (разваливается в своем кресле) Вот мне – лень. Мы когда год после школы тусовались, предки все время гнусили, что надо что-то делать, папаня меня к себе заманивал – младшим руководящим звеном. А после поступления сразу отстали.
ФЕДЯ А как тебе учеба-то?
ДЕВУШКА Учеба как учеба. Не напрягает.
ФЕДЯ (окончательно определившись с диагнозом) Вот и умница.
ДЕВУШКА (вспоминает, что собиралась эффектно соблазнить своего визави) А как ты думаешь, меня бы к вам приняли? (встает, и, покачивая бедрами, приближается к Феде)
ФЕДЯ Даже и не знаю.
ДЕВУШКА (теребит Федины волосы) А ты подумай…
ФЕДЯ (кокетничает) Так сразу и не скажешь…
ДЕВУШУКА (в том же духе) А что надо, чтобы сказать?
ФЕДЯ Обычную программу…
ДЕВУШКА (томно) Ах, программу? А что у вас входит вы обычную программу?
ФЕДЯ Басня, стихотворение, проза, песня и танец.
ДЕВУШКА О! Давай я станцую.
ФЕДЯ (злорадно) Самое главное – стих.
ДЕВУШКА Я так сразу не могу.
ФЕДЯ А ты постарайся.
ДЕВУШКА (очень противно) Нет, я буду танцевать.
ФЕДЯ (безнадежно) Ну, танцуй.
Девушка снова включает музыку, и совершает движения, которые можно было бы классифицировать как гротескный стриптиз. При этом она целеустремленно движется к Феде, на ходу расстегивая рубашку. Подойдя вплотную, девушка старательно исполняет “очень смелый танец между колен” - в своем понимании. Когда Федя утыкается лицом ей в декольте он издает громкий вопль.
ФЕДЯ А-а-а-а!
ДЕВУШКА Ты чего?
ФЕДЯ Что это?
ДЕВУШКА Что – что это?
ФЕДЯ Волосы?
ДЕВУШКА (смотрит себе на грудь) Вот черт! Не догадался сбрить.
ФЕДЯ (страшным голосом) Ты кто?
ДЕВУШКА Эдик.
ФЕДЯ О, Боже!
ЭДИК Между прочим, ты даже не поинтересовался раньше как меня зовут.
Федя невнятно мычит.
ЭДИК Может быть, это был мой способ привлечь твое внимание к такой ерунде, как мое имя.
ФЕДЯ Интересно, что бы ты сказал, если бы я спросил раньше.
ЭДИК Эля. Меня часто зовут Эдя. Я заранее подумал.
ФЕДЯ Лучше бы ты заранее о волосах подумал.
ЭДИК Я подумал, я специально в салон на эпиляцию ходил – волосы на ногах удалять, чтобы юбку можно было надеть.
ФЕДЯ (Заинтересованно) Ну и как тебе?
ЭДИК По-моему, кошмар.
ФЕДЯ Я тоже так думаю.
ЭДИК А ну да, тебе же все время приходится это делать…
ФЕДЯ Не, я один раз попробовал, а потом решил, что уж лучше я бриться буду – привычнее.
ЭДИК С ног до головы?
ФЕДЯ Иди ты!
ЭДИК Ладно, извини, это я так. (делает паузу) А лазером не пробовал? Мне в салоне сказали, что это не больно. (еще пауза) Потом.
ФЕДЯ Слушай, ты же не гомик. На хрена это тебе?
ЭДИК Ну так. Я подумал, прикольно будет…
ФЕДЯ Прикольно… А если бы я к тебе приставать стал? По-настоящему?
ЭДИК У меня пистолет есть!
ФЕДЯ О, Господи!
ЭДИК А что тут такого?
ФЕДЯ (встает, идет к бару) Надо чего-нибудь покрепче.
ЭДИК Нервный ты какой-то…
ФЕДЯ (автоматически) Да пошел ты… (достает бутылку) Будь я нервным, я бы тебя избил до полусмерти. (выпивает) Раньше, чем ты достал бы свою пушку.
ЭДИК (спокойно) Не, не избил бы.
ФЕДЯ Это почему еще?
ЭДИК Ты должен был привыкнуть к издержкам своей работы.
ФЕДЯ Должен был. Но никак не привыкну. (наливает себе еще, поворачивается к Эдику) Будешь?
ЭДИК Давай.
ФЕДЯ (наливает вторую рюмку. Чокаются, выпивают) Нет, все. Надо сваливать.
ЭДИК Куда еще?
ФЕДЯ Сам не знаю. (задумчиво) Придется в общагу, наверное.
ЭДИК Я в общагу не хочу.
ФЕДЯ До следующей работы. А тебе зачем в общагу?
ЭДИК Как зачем ты же сказал сваливать.
ФЕДЯ Дурак ты все-таки. С работы своей сваливать. Мне.
ЭДИК А-а. А зачем?
ФЕДЯ Чтобы такие идиоты как ты на мою голову не вязались!
ЭДИК Я же говорю, что ты нервный. Давай лучше выпьем.
ФЕДЯ Давай.
ЭДИК Я думал, тебе по приколу там работать.
ФЕДЯ При чем здесь прикол?
ЭДИК А тогда зачем ты туда пошел?
ФЕДЯ Вот я и говорю, что ты идиот. Видишь ли, милый, некоторым людям иногда бывают нужны деньги.
ЭДИК (покладисто) Ну почему, я понимаю.
ФЕДЯ Может, ты все-таки пидор?
ЭДИК Слушай, хватит! Я же к тебе с этим вопросом не пристаю. (Разливает)
М-м?
ФЕДЯ Угу.
ЭДИК За нас, за мужиков!
ФЕДЯ За мужиков.
Выпивают. Федя идет к холодильнику, по дороге оборачивается.
Как тебя там? Эдик! Ты так и не сказал, зачем тебе был нужен этот фарс с переодеваниями?
ЭДИК Сказал. Просто так – развлечься.
ФЕДЯ Ни хрена себе развлечение.
ЭДИК А по-моему, ничего. (Снова разливает. Чокаются. Пьют)
ФЕДЯ Может, тебя девушка бросила?
ЭДИК Какая девушка?
ФЕДЯ Какая-нибудь… Твоя.
ЭДИК У меня нет девушки.
ФЕДЯ Подожди, может ты … этот?
ЭДИК Кто этот?
ФЕДЯ (многозначительно) Сам знаешь.
ЭДИК Не, не этот.
ФЕДЯ Ну и ладно. Во! Давай за них выпьем. Им тоже непросто.
ЭДИК Ага, ноги брить… (Чокаются, выпивают)
ФЕДЯ (задумчиво) Бабы тоже бреют!
ЭДИК (в ужасе) Какой кошмар!
ФЕДЯ А ты думал!
ЭДИК (Держит в руке бутылку) За баб, благослови их Господь! (пьет)
ФЕДЯ Подожди, я тоже! ( отбирает у Эдика бутылку, выпивает)
ЭДИК Впрочем, если лазером…
ФЕДЯ Лазером дорого.
ЭДИК Кто побогаче – лазером, кто победнее – бреют.
Дверь открывается на пороге появляется Олег.
ФЕДЯ Все равно кошмар.
ЭДИК Кошмар. (выпивают)
Олег неторопливо подходит к креслам и становится за спиной у Феди.
ЭДИК (поднимает голову) А-а-а! (падает в обморок)
ФЕДЯ (тупо смотрит на распростертое тело) Нет, ты не идиот. Ты тоже нервный. (выливает остаток бутылки себе в рюмку, выпивает). Нервный идиот. (падает.)
Олег делает несколько шагов и застывает между двумя телами.
ОЛЕГ (Смотрит на них) Ну и куда мне звонить? В психушку или в милицию? Интересно, а вытрезвитель на дом вызывают? (поднимает палец) О! Надо звонить в психушку – пусть они нашего мента обратно выдадут. Клин клином!
Музыка. Занавес.
Действие 4
(маленькая комедия с танцами)
Темный зал, занавес закрыт, в проходе появляются Федя с Соней. Они медленно идут к сцене.
СОНЯ Нет, подожди, я никуда не пойду.
ФЕДЯ Да ладно тебе, что за детский сад?
СОНЯ Почему ты мне раньше не сказал, что это будет репетиция вашего курса?
ФЕДЯ Я еще не знал, чья это будет репетиция.
СОНЯ (останавливается) Нет, я не пойду.
ФЕДЯ Слушай, если ты профессионал, иди и делай свою работу, а не приставай к занятым людям с дурацкими вопросами. Я, между прочим, на репетицию опаздываю.
СОНЯ (поворачивается и быстро идет к сцене, оглядываясь на Федю, язвительно) А у меня работа такая: задавать дурацкие вопросы!
Оба проходят на сцену, занавес открывается. Черный кабинет, актеры в костюмах пьесы Островского беспорядочно бродят по сцене.
ИННА Федька, черт тебя возьми, сколько можно ждать?
ФЕДЯ Бегу, уже, лечу. И вот я весь, без остатка к вашим услугам. (Раскланивается)
ИННА (громовым голосом) А костюм?
ФЕДЯ ( порывается бежать к боковой двери) Сию секунду.
ИННА Стоять!
Федя замирает в том положении, в котором его застигла команда.
ИННА Вот клоун! Ты что опять нажрался?
ФЕДЯ Никак нет, вашество!
ИННА Будешь без костюма репетировать. Сил уже нету больше ждать.
ФЕДЯ (вытягивается во фрунт) Слушаюсь!
Начинается репетиция. На сцене происходит движение, незанятые актеры отходят к стенам, закуривают, непринужденно опускаются на пол, Соня в замешательстве оглядывается – представляться, знакомиться и держать лицо не надо – ее попросту не заметили.
СОНЯ (себе под нос, сердито) Где здесь садиться-то? (Тихо устраивается в уголочке)
1-ЫЙ АКТЕР (Орет, влетая в дверь) Ребята, Елена Викеньевна выздоровела – будет танец!
ИННА Ну конечно, когда репетиция нашего спектакля назначена – тогда то слов никто не знает, то половины актеров нет: одни ходят кофе пить, другие опаздывают…
ОЛЕЖЕК (убегая) Инка, брось! Танец – это же клево!
Открывается дверь, все поворачиваются в эту сторону. На пороге появляется импозантный, слегка потрепанный жизнью джентльмен (шейный платок, твидовый пиджак, трость и пр.)
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ Добрый день, молодые люди! Репетируем?
В ответ слышится нестройный, но радостный хор голосов
АКТЕРЫ Здрастье, Пал Андреич!
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ Здравствуйте, здравствуйте!
Садится на заботливо подставленный одним из актеров стул, размещает трость, закидывает ногу за ногу. Во всех движениях видна привычная театральность. Выглядит слегка наигранно, но глядя на этого человека, понятно, что эта театральность давно стала его сутью.
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ (к Ин обращается не) Как продвигается!
ИННА (досадливо) Даже по первому разу никак до конца не дойдем!
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ (благодушно) Так всегда Инночка. Так всегда. Начало репетиций – как в вату. (значительно) одни опаздывают, другие кофе ходят пить, слов никто не знает. (актеры весело переглядываются)
(Инне, которая начинает смотреть на него как на пророка, заговорщицки понижая голос) Я под дверью подслушивал.
Все громко смеются. Соня поднимается и осторожно продвигается к выходу, надеясь улизнуть незамеченной.
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ А где же ваши балетки? И вообще (обозначает жестом одежду) – репетиционная форма.
Актеры очень непосредственно прерывают общение и стайкой снимаются в гримерки. Соне, добравшейся только до середины аудитории приходится отойти к стеночке - чтобы не затоптали.
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ (Уже в спины им) Собственно, через (смотрит на часы ) три с половиной минуты у вас должен начаться урок! (Соне) А вы что здесь делаете, милая барышня?
Олег, услышав вопрос, обращенный к Соне, незамеченный задерживается в дверях.
СОНЯ (привычно четко и вежливо) Я журналист. Готовлю материал о студентах театральных ВУЗов.
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ Что вы говорите! Ну и как вам наши студенты?
СОНЯ Вообще то я здесь всего два часа.
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ Что ж, для хорошего журналиста и этого достаточно. Хотя я не уверен, что вы выбрали правильное место?
СОНЯ И мне нужно побывать, чтобы составить себе относительно полное представление об актерских буднях?
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ Вы начали правильно – с репетиционного класса. Или это все-таки не начало? (посылает ей многозначительный взгляд, но Соня уже адаптировалась)
СОНЯ Будем считать, что начало.
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ Ну вот и отлично. Сейчас, кстати, будет занятие по сценическому движению – мы с вами можем поприсутствовать. По-моему, это может оказаться для вас небезынтересно.
СОНЯ Но все-таки, что еще – помимо репетиционного класса?
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ (поднимает палец, чрезвычайно серьезно) Актерский буфет.
Звучит музыка. Аудитория начинает наполняться студентами в репетиционной форме, Павел Андреевич с Соней переставляют свои стулья к “четвертой стене”. Очень торжественный выход Елены Викентьевны. Студенты встречают ее аплодисментами.
ЕЛЕНА ВИКЕНТЬЕВНА Ну что, друзья мои, разминочку?
Музыка. Пластическая композиция. После студенты отрабатывают с Еленой Викентьевной под счет отрывки по парам. Кто-то бьет чечетку, кто-то делает упражнения на растяжку и пр.
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ Как вам увиденное, милая барышня?
СОНЯ Соня.
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ Очень приятно. Павел Андреевич Веневитинов.
СОНЯ Очень приятно. А скажите, пожалуйста, Павел Андреевич, обращение “милая барышня” – это такой принятый в театрально среде устойчивый оборот?
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ Значит, я был прав, и репетиционной зал не является для вас исходной точкой знакомства с театральным миром?
СОНЯ (легкомысленно пожимает плечами) Ну, конечно, кто-то же должен был меня сюда привести.
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ Тогда позвольте мне стать тем, кто приведет вас в святая святых театрального мира!
СОНЯ (смеется) в буфет?
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ (торжественно) В буфет!
СОНЯ Я через минуту спущусь, мне только надо поблагодарить Федю.
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ Конечно, конечно. Буду вас ждать. (уходит)
Соня подходит к сидящему на полу Феде. Олег в это время самозабвенно бьет чечетку.
СОНЯ Я хотела сказать спасибо. Было очень интересно.
ФЕДЯ (пытается осторожно оглядеться, чтобы понять, где Олег) Понравилось?
СОНЯ Очень.
Олег бьет чечетку.
ФЕДЯ (заметив Олега, встает и пытается одновременно привлечь его внимание и задержать Соню) А что больше?
СОНЯ (намеренно отвечает очень коротко, чтобы посмотреть, как Федя выкрутится) Даже не знаю.
Олег Бьет чечетку
ФЕДЯ (уверенно берет Соню за талию и начинает вести в импровизированном танго) А все-таки?
СОНЯ (легко улавливает рисунок танца) Возможно, этот постаревший светский лев. Он, кстати, кто?
ФЕДЯ Пал Андреич? Актер, режиссер, наш преподаватель и бог знает кто еще.
(Внезапно останавливается, Соня налетает на него) Он, что, тебя кадрил?
Олег бьет чечетку.
СОНЯ (делает шаг назад и они движутся в обратном направлении) Вроде того.
ФЕДЯ И что он тебе предлагал?
СОНЯ Экскурсию в закулисье.
ФЕДЯ (делает па и поворачивает Соню обратно) И все?
Олег бьет чечетку.
СОНЯ Вообще-то он ждет меня в буфете.
ФЕДЯ Да он же старый хрыч!
СОНЯ (поднимает Федину руку, поворачивается под ней и снова становится в позицию, чтобы двигаться обратно. Федя наращивает темп) Может быть, но очень интересный собеседник.
ФЕДЯ Еще бы он лет 30 практикуется - барышням об искусстве рассказывать.
СОНЯ (уверенно ведет к двери) Это как раз то, что мне нужно.
ФЕДЯ Сказала бы сразу. Если тебе нужны были актерские байки - я бы тебе сборник афоризмов из жития Фаины Раневской принес. (снова поворачивает Соню и в бешеном темпе ведет ее по направлению к Олегу, Соня не сразу находится с ответом и позволяет вовлечь себя безумный рисунок Фединого танго. В результате они почти наталкиваются на Елену Викентьевну)
ЕЛЕНА ВИКЕТЬЕВНА Я вижу у вас новая партнерша, Федор?
ФЕДЯ Да. Нет! Это…
Федя замечает, что они с Соней замерли в тесных объятьях, автоматически прокручивает ее, щелкает каблуками и склоняет голову. Соня делает глубокий танцевальный поклон. Олег бьет чечетку.
СОНЯ Софья Ларская, журналист.
ЕЛЕНА ВИКЕНТЬЕВНА Вы танцуете?
СОНЯ Танцевала.
ЕЛЕНА ВИКЕНТЬЕВНА (одобрительно ее оглядывает) С удовольствием бы с вами позанималась.
СОНЯ Спасибо. Правда, вряд ли я сумею соответствовать.
ЕЛЕНА ВИКЕНТЬЕВНА (вежливо, но явно уже потеряв к ней интерес) Ну что вы, что вы… (актерам) Ну что, друзья мои, общий выход из вашего спектакля?
Олег останавливается как вкопанный. Соня отходит к дверям. Пластическая композиция.
Действие 5Маленькая комедия с признаниями
Та же аудитория. В аудитории - первый тур экзаменов на режиссерский факультет. Посередине аудитории стоит стол, за столом сидят несколько студентов знакомого нам курса (они периодически меняются) Павел Андреевич. Перед ними на стульях сидят абитуриенты: пугливая девочка-театралка, завлит провинциального театра, здоровый дядька годов тридцати с красным лицом и гривой белокурых волос, сухопарый прибалт и Соня.
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ (хорошо поставленным голосом произносит стандартную формулу) Пока вы с коллегами (жест рукой) знакомились с вашими режиссерскими экспликациями, вы должны были подготовить этюд на тему… (оборачивается к студентам)
ФЕДЯ Неравный брак.
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ Да, да. Неравный брак. Ну-с, с кого начнем?
На середину, таща за собой стул выходит здоровяк с красным лицом. Он вполне уверен в своем успехе и заранее взял доброжелательно-покровительственный тон по отношению к приемной комиссии.
САША Ну-с, так. (потирает руки) Представим себе, что есть девочка, очень талантливая. (Делает победоносную паузу, комиссия очень доброжелательно ему кивает) Ну так вот. И представим, что она занимается музыкой. С учителем. Ну, знаете, так бывает?
Входит Олег, Соня не сразу его замечает – она делает пометки в папке, лежащей у нее на коленях.
КОМИССИЯ Конечно-конечно. Продолжайте.
САША Ну вот. А теперь представим себе, что занимаются они год, два…
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ Простите, это вы нам миниатюру или сериал рассказываете?
САША Чего?
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ (терпеливо) Вы сказали “год, два…”, молодой человек, как вы себе представляете это на сцене?
САША А! Ну… это подразумевается.
КОМИССИЯ Хорошо, хорошо и что же дальше?
САША Ну вот, а потом они стали искать редкую пластинку (надолго задумывается, комиссия с интересом на него смотрит). Например, Вивальди.
КОМИССИЯ М-м?
САША (приободряясь) Ну да. И вот они ее ищут. Долго. Месяц, второй… (ловит взгляд Павла Андреевича) Ну это тоже подразумевается.
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ Понятно…
САША Ну вот. И вот искали они ее, искали…
АНТОН (с нарочитой серьезностью переспрашивает) Вивальди?
САША (удивляясь, что ее переспрашивают) Ну да, Вивальди. И вот. А тут они ее случайно нашли. Вышли – и дождь. Вернулись – все мокрые, поставили пластинку, и… (делает драматическую паузу)
КОМИССИЯ И?
САША (буднично) Ну и она забеременела.
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ (остальным членам комиссии) Я предлагаю перерыв. (все энергично кивают головами, Павел Андреевич обращается к абитуриентам) перерыв на пять минут, через пять минут попрошу вас всех собраться здесь же.
Абитуриенты поспешно собираются, Павел Андреевич с присными выходит из аудитории, приветливо кивнув Соне. Соня с Олегом остаются наедине.
ОЛЕГ Привет.
СОНЯ Привет.
ОЛЕГ Что, ты решила сменить специальность?
СОНЯ Нет, пишу очередную статью.
ОЛЕГ О чем на сей раз?
СОНЯ О вступительных экзаменах в театральные ВУЗы.
ОЛЕГ Что ты не поболтала на эту тему с Федей или со всеми уважаемым Павлом Андреевичем?
СОНЯ А если я хочу сделать действительно хороший материал? Или это, по-твоему, никак не объясняет моего присутствия здесь в качестве абитуриентки?
ОЛЕГ Никак.
СОНЯ Какова же твоя версия?
ОЛЕГ Ты же так профессионально ставишь диагнозы другим. Попробуй поставить себе.
СОНЯ Зачем же трудиться, если ты жаждешь мне это объяснить.
ОЛЕГ Я?
СОНЯ Ты.
ОЛЕГ (взбешен ее спокойствием) Ты хоть понимаешь, что ты делаешь? Почему ты заставляешь людей тратить на тебя свое время, принимать участие в твоей очередной придуманной судьбе? Чтобы потом исчезнуть, как будто тебя и не было?
СОНЯ Продолжай, продолжай, мне интересно.
ОЛЕГ Ты когда-нибудь задумывалась, что люди – это не только материал для статьи?
СОНЯ Нет, ты все это серьезно? А ты когда-нибудь задумывался, что люди – это не только зрители? Что они иногда воспринимают тебя серьезно.
ОЛЕГ Я как раз об этом задумывался.
СОНЯ Какое, однако, у тебя восхитительно гибкое сознание! Значит, это не мешает тебе ходить по улицам в женских шмотках, улыбаться в своем клубе мальчикам…
ОЛЕГ Это работа.
СОНЯ Ходить по улицам в женской одежде.
ОЛЕГ Хорошо, это издержки моей работы.
СОНЯ А слегка привирать, слегка недоговаривать, исчезать и появляться в самое неподходящее время – это тоже издержки твоей работы?
ОЛЕГ Также, как и твоей.
СОНЯ Я не сплю с театралами, чтобы выяснить, как оно – закулисье.
ОЛЕГ Тебя послушаешь, и поневоле поверишь, что это я пишу статьи о латентных гомосексуалистах.
СОНЯ (не слушает его) Даже если это называть игрой, я играю час, два – и только для того, чтобы те люди, которые дали мне информацию, прочитав статью, сказали: “Да все так и есть”. А зачем играешь ты? Зачем ты играешь везде, перед всеми. Ты запутался в своих ролях. И вообще, когда ты играешь – здесь, в клубе, в постели, или, может быть, ты вообще дитя природы и на самом деле мечтаешь жить в деревне?
ОЛЕГ (задумчиво и очень нежно на нее смотрит) Мечтаю.
СОНЯ (просто не может остановиться) Так когда же ты настоящий?
ОЛЕГ Кстати, ты никогда не жила подолгу в провинции?
СОНЯ (сбитая с толку) Нет.
ОЛЕГ Вот там все знаешь, какое настоящее. Просто до боли. Так что через месяц очень хочется бутафорского золота и картонных чувств.
СОНЯ Какого черта я тут с тобой разговариваю! (уходит)
ОЛЕГ (Ей в спину) Я тебя очень люблю. (Соня замирает) С самого первого дня, с того момента, когда мы вместе шли под фонарями, помнишь? Только я этого не понимал. Просто не мог об этом думать. (Отходит к окну, садится на подоконник) Я должен тебе очень много всего рассказать. И объяснить. Я не буду ждать твоей любви, ведь ты же никогда не была в меня влюблена, правда? (Сонины плечи вздрагивают) Просто, я хочу, чтобы ты была. Иногда тебя видеть. И, может быть, чтобы ты не очень плохо ко мне относилась. Впрочем, это, наверное, не важно.
Соня в слезах поворачивается к нему. Подходит очень близко.
ОЛЕГ Наверное, ты права. Я уже перевез свои вещи в общагу. Но я не знаю, что делать дальше. Я запутался. Я уже ничего не понимаю.
В дверях появляются члены экзаменационной комиссии во главе с Павлом Андреевичем, видят почти обнявшихся Соню с Олегом и так и остаются в дверях. Соня с Олегом их не замечают.
СОНЯ Я люблю тебя. Никто никогда столько не значил для меня. (бережно, как драгоценность или цветок берет лицо Олега в свои ладони) Ты просто устал. Я помогу тебе. (Быстро обнимает его, потом, чуть отстраняясь, очень нежно говорит. Знаешь, как я тебя всегда представляла себе? Как весы. Представь: на одной чашке весов твой талант, ум, твоя любовь к жизни, твое стремление нести радость. А на другой – как будто проволочками сложены все события, которые тебя дергают, увлекают за собой, закручивают в какие-то очередные авантюры. Но ведь это же внешнее, патина, пыль. Вздор, в сущности. Верь мне, любимый, у тебя все получится, все будет хорошо. (Снова берет его лицо и долго, нежно целует его в губы).
Павел Андреевич аплодирует, за ним все остальные. Они снимаются с коря, следуют к столу и шумно рассаживаются.
ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ Берем, берем. Эту девочку мы берем. Какой изгиб спины, какие точные жесты! А уж чувства - то чувства! (Соня с Олегом растерянно отпускают друг друга) Ах это вы, Сонечка! Да у вас талант!
Занавес.
ЭПИЛОГ
Маленький трагифарс
Все как в прологе. Актерская аудитория, на стуле сидит режиссер Инна, перед ней огромный пухлый блокнот, пепельница и груда пластиковых стаканчиков с окурками, недопитым кофе и пр. Актеры в костюмах пьесы Островского бессмысленно шатаются по аудитории, сидят на станках и на краю сцены. Стоит страшный гвалт.
ИННА. (хлопает в ладоши, кричит) Тихо!
Тишина постепенно водворяется
Ребята, нас пригласили выступить на одном из лучших европейских фестивалей но нам опять нужны деньги. Много. Срок – всего 3 недели.
1-ЫЙ АКТЕР. Ребята, надо еще раз поговорить с ректором – я думаю, нам удастся его убедить. Мы же едем, как студенты нашего института – ну там лицо, престиж и все такое.
2-АЯ АКТРИСА Антон, ты невозможен! (Все хором) Ну не даст он денег!
1-ЫЙ АКТЕР Ну ладно, ладно, я так сказал…
1-АЯ АКТРИСА Опять халтуры?
ИННА Как обычно. Все деньги за все ближайшие халтуры вносим в кассу.
2-ой АКТЕР А какие есть предложения?
ИННА Чиновники на масленицу гуляний хотят – ряженых, скоморохов, Петрушек и все такое.
3-Я АКТРИСА Ну это еще ничего.
2-ОЙ АКТЕР А мы еще колядок разучим, и с буржуев денег стрясем.
1-ая АКТРИСА По-моему, колядуют только в сочельник.
2-ОЙ АКТЕР (легкомысленно) Да кто, кроме, нас это знает.
3-ИЙ АКТЕР А сколько денег.
ИННА Только треть от нужной суммы.
1-ЫЙ АКТЕР А что-нибудь еще есть?
1-АЯ АКТРИСА Вообще-то через неделю будет фестиваль трансвеститов, и нужно пару номеров для открытия. Платят очень хорошо.
Тишина. Все медленно поворачивается к Олежеку и Феде.
ФЕДЯ (в панике) да пусть эти прооперированные сами и готовят номера.
1-АЯ АКТРИСА Да они только по подиуму умеют ходить, а надо, чтобы весело было. И, потом, у нас-то их в стране – раз, два – и обчелся.
ОЛЕГ (серьезно) Я не могу.
ИННА Почему?
ОЛЕГ Я обещал Соне.
ИННА Какой Соне.
ОЛЕГ Своей девушке.
ИННА Подожди-подожди, это не той, что сюда приходила?
ОЛЕГ Той.
ИННА (Панибратски хлопает его по плечу) Ну ты попался!. Это же Васька Петухов!
ОЛЕГ Какой Васька Петухов?
ИННА Да наш же студент, не помнишь разве, весь институт говорил о нем, когда он операцию сделал. Поехал в Лодон на заработки мальчиком – вернулся – девочкой.
ОЛЕГ О ком ты говоришь, Инна?
ИННА Да о Соне о твоей, тьфу, о Ваське Петухове.
ОЛЕГ Не может быть…
ИННА Федя, правда, спроси у остальных. Мы думали, ты знаешь.
Олег беспомощно оглядывается. Актеры кивают, виновато отводят глаза, растерянно пожимают плечами. Олег срывается к двери, несется обратно, со всего размаху бьет рукой по столу, и вдруг, весь съежившись, сползает на пол, утыкается лицом в колени. Актеры сначала стоят в нерешительности, потом раздаются реплики сперва неуверенно, потом все громче и громче.
- Олег, брось!
- Хочешь, мы вообще никуда не поедем?
- Или, наоборот, поедем, и станем лучшими на Авиньонском фестивале, а твоя Васька-Соня позеленеет от зависти.
- Олежек, а давай трансвеститам нашу Киру подсунем. Они обомлеют и вообще ничего не поймут.
- Правда, что это мы все время по-честному с ними играем!
- Олежек, ты же у нас самый талантливый, Олежек, плюнь, не думай, давай напьемся сегодня.
Олега тормошат и постепенно поднимают с пола. Олег трясет головой, набирает в грудь воздуха и выдыхает “А-а-а-а”, переходя из форте в фортиссимо. А-а-а подхватывают в тональность студенты и актеры и поют. (Собственно, неважно что) Олег делает кульбит и становится на руки, поет дальше, стоя на руках.
Занавес.